С Верой, Надеждой, Любовью
С верой, «Надеждой», любовью.
Появление в семье ребёнка — одна из самых больших радостей жизни. С детьми родители связывают самые светлые надежды на будущее. Уход за малышом требует времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение. Однако всё складывается иначе, когда ребёнок рождается с отклонениями в развитии. Родители бывают подавлены, выбиты из обычной жизненной колеи. Первая реакция на поставленный диагноз — ощущение вины, затем мысль о незаслуженности случившегося: «Почему именно у меня?», тревога за будущее: «Что же будет с моей семьёй, с моим ребёнком?». Не так просто, не так легко принять создавшуюся ситуацию. Согласно статистических данных, показатель детской инвалидности составляет 1658 на 100 тыс. детского населения (в 2009 году — 1616). Отмечена тенденция к росту показателя детской инвалидности, выявленной впервые в жизни, в расчете на 10 тыс. детского населения: в 2010 году — 27,6 (в 2009 году — 22,6; в 2008 году — 20,8).
На учете в органах социальной защиты населения администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края (далее — органы соцзащиты) состоит 7454 детей-инвалидов (87,8% от общего количества детей-инвалидов края), что на 5,2% меньше, чем на конец 2009 года.
Охват детей-инвалидов учреждениями социальной защиты населения за последние три года:
- 2008 год — 29,6%;
- 2009 год — 34,3%.
- 2010 год — 33,8%.
В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким детям и их родителям. Создание системы комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии имеет большое значение, так как своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию и реабилитацию семей.
В 2011 году в соответствии с решением Правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Ставропольский край получил грант на
15 июня 2011 года на базе ГКДОУ „Детский сад компенсирующего вида № 31 „Сказка“ города Невинномысска, Ставропольского края открылось структурное подразделение мобильной помощи семьям (далее — СМП), воспитывающих детей с ОВЗ. Служба сопровождения семьи получила имя „Надежда“. Ведь в каждой семье, воспитывающей особенного ребенка, должна быть вера в собственные силы и возможности своего малыша, надежда на помощь государства и общества, и, конечно же, безграничная любовь к своему ребенку.
Целью работы мобильной службы является: организация комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья от рождения до 7 лет, проживающих на территории города Невинномысска и Кочубеевского района Ставропольского края, для оптимального развития особого ребенка, сохранение и укрепление “ проблемной» семьи и адаптации её в обществе. Предотвращение отказов от детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Одной из главных задач работы службы является обучение родителей особенного ребенка правилам общения с ним, его обучения и развития, а также развитие любви к собственному малышу, признание его как личности, подготовка его к социальной адаптации в общество.
Для успешного осуществления мероприятий сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в ГДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 31 «Сказка» была организованна группа специалистов: социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, педиатр, водитель, руководитель службы.
Первые обращения на подготовительном этапе происходят по телефону, где в процессе разговора выясняется первичный запрос семьи, принимаются и заносятся в журнал обращений основные сведения о семье, назначается первая встреча. Первичный прием проводят педагог- психолог и социальный педагог. Особая роль отведена здесь учителю-дефектологу, который во время первой встречи проводит диагностику уровня развития ребёнка в игровой форме, затем совместно с психологом заполняется карта первичного психолого-педагогического обследования проблемного ребёнка. Социальный педагог в процессе беседы и анкетирования семьи определяет её социальный статус, проблемность. Встреча может проходить как в помещении службы, так и по месту жительства обратившейся семьи. На первичном приеме семья знакомится с задачами службы, ее специалистами и услугами, которые они оказывают. Уточняются и дополняются запросы семьи, собираются дополнительные сведения о семье и ребенке. Семья получает первые рекомендации. Результаты первичного обращения обсуждаются всеми членами педагогической команды, при участии врача-педиатра для выбора путей решения проблем, обозначенных семьей, а также тех проблем, которые были выявлены специалистами. На основном этапе ведется работа над задачами психолого-педагогического, социально-правового, медицинского сопровождения семьи, прописанными в индивидуальной программе сопровождения, которая составляется совместно всеми членами службы и с семьей ребенка после первичного обследования и принятия «командного решения». На протяжении всего периода взаимодействия сотрудников службы с семьёй, воспитывающей особого ребенка, используются различные формы работы, которые проводятся с родителями:
- Демонстрация педагогических методов и приемов работы с ребенком в процессе обучения его в домашних условиях.
- Конспектирование родителями занятий, проводимых психологом и учителем- дефектологом. Выполнение заданий, рекомендаций, советов со своим ребенком дома.
- Ознакомление родителей со специальной коррекционной литературой, рекомендованной специалистами службы с учетом нарушений в развитии ребенка.
- Проведение родительских всеобучей, индивидуальных и групповых консультаций медико-педагогической и социальной направленности.
Работа на основном этапе сопровождения семьи направлена:
- на привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу ребенка. Медико-педагогическая команда должна убедить родных и близких больного ребенка в том, что именно в них очень нуждается их малыш, что, кроме них, этим процессом заняться некому.
- на формирование увлечения всей семьи процессом развития ребенка. Специалисты службы показывают возможность существования маленьких, но очень важных для их ребенка достижений. Родители учатся отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дают педагоги.
- характеризуется раскрытием перед семьей ребенка с ОВЗ возможности личного поиска творческих подходов к обучению их малыша и личного участия в исследовании его возможностей.
Все эти компоненты помогают сплотить и еще более укрепить семью, воспитывающую ребенка — дошкольника с ограниченными возможностями здоровья.
На завершающем этапе (в связи с тем, что работа ограничена возрастными рамками ребенка) по истечении установленного ИПС срока происходит оценка полученных результатов, которые затем обсуждаются с семьей. При решении поставленных задач специалисты расстаются с семьей, которая в свою очередь переходит в другую организацию (школа, детский сад, и др.). На данном этапе специалисты службы дают рекомендации семье по выбору учреждения, готовят сопроводительные документы от специалистов службы. Взаимодействие с семьей, коллегами и администрацией учреждений, куда поступает ребенок, продолжается по возникающей необходимости. Работа службы мобильного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет не только расширять знания родителей об особенностях организации занятия, связанных с нарушениями развития ребёнка, понять, какие сложности испытывает ребёнок, что ему удаётся, какие результаты достигнуты, в какой форме специалист проводит занятие. Полученный опыт и знания родители используют в домашних условиях. Опора на представленную специалистом модель занятия позволяет достичь значительных результатов при проведении домашних игр-упражнений.
Привлечение родителей и других близких взрослых к совместным играм с детьми даёт им возможность испытать радость от успехов ребёнка, а для того чтобы развитие ребёнка было полноценным и гармоничным, ему необходимо расти в семье — в атмосфере счастья, любви и понимания. Педагоги же службы помогут повысить воспитательный потенциал семьи.
С удовольствием посещает обучающие занятия мама Леши и Захара. Врачи поставили им одинаковый диагноз — ДЦП, сенсоневральная глухота. По словам мамы, служба стала для их семьи настоящим спасением. С учетом разработанной педагогами индивидуальной программы и рекомендаций, пятилетний Леша сделал первые самостоятельные шаги. «Я была просто шокирована этим», — рассказывает мама Леши и Захара — Наталья Волкова.
У Володи небольшое отставание в развитии: мальчик говорит хуже, чем сверстники. Этим летом он начал ходить в службу, а в сентябре он уже был принят в одну из групп ГКДОУ «Детский сад № 31 «Сказка» который специализируется на работе с такими «особенными» детьми. Но еще большую радость испытывают родители его брата-двойняшки Саши, который родился с синдромом Дауна, и, несмотря на тяжелый диагноз, в свои три года уже без труда различает цвета и старательно работает с учителем-дефектологом и психологом службы «Надежда».
Для успешного осуществления мероприятий сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в ГКДОУ «Детский сад № 31 «Сказка» этой зимой был приобретен автомобиль, что значительно облегчает работу службы. Водитель обеспечивает доставку специалистов в семьи, воспитывающих малышей с особенностями в развитии, а также мам и пап с их ребятишками на групповые занятия и праздники, организованные работниками детского сада.
Известно, что отношение ребенка к себе, своим возможностям, и к окружающей его действительности формируется, прежде всего, под влиянием родителей. В службе помощи семье «Надежда» государственного казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 31 «Сказка» города Невинномысска Вас встретят и помогут высококвалифицированные специалисты.
И именно Вам, уважаемые родители, и Вашим малышам мы адресуем свою помощь.
Статью написала заведующая ГКДОУ Детский сад
компенсирующего вида № 31 «Сказка» И. А. Новикова.