Государственное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №31 «Сказка»
Меню раздела
Меню раздела

С Верой, Надеждой, Любовью

 

С верой, «Надеждой», любовью.

Появление в семье ребёнка — одна из самых больших радостей жизни. С детьми родители связывают самые светлые надежды на будущее. Уход за малышом требует времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение. Однако всё складывается иначе, когда ребёнок рождается с отклонениями в развитии. Родители бывают подавлены, выбиты из обычной жизненной колеи. Первая реакция на поставленный диагноз — ощущение вины, затем мысль о незаслуженности случившегося: «Почему именно у меня?», тревога за будущее: «Что же будет с моей семьёй, с моим ребёнком?». Не так просто, не так легко принять создавшуюся ситуацию. Согласно статистических данных, показатель детской инвалидности составляет 1658 на 100 тыс. детского населения (в 2009 году — 1616). Отмечена тенденция к росту показателя детской инвалидности, выявленной впервые в жизни, в расчете на 10 тыс. детского населения: в 2010 году — 27,6 (в 2009 году — 22,6; в 2008 году — 20,8).

На учете в органах социальной защиты населения администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края (далее — органы соцзащиты) состоит 7454 детей-инвалидов (87,8% от общего количества детей-инвалидов края), что на 5,2% меньше, чем на конец 2009 года.

Охват детей-инвалидов учреждениями социальной защиты населения за последние три года:

  • 2008 год — 29,6%;
  • 2009 год — 34,3%.
  • 2010 год — 33,8%.

В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким детям и их родителям. Создание системы комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии имеет большое значение, так как своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию и реабилитацию семей.

В 2011 году в соответствии с решением Правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Ставропольский край получил грант на 2011-2013 годы. Министерство образования представило программу «Право ребенка на семью», которая в свою очередь, стала подпрограммой краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2012 годы». Соисполнителями данной программы являются около 30 коррекционных образовательных учреждений и детских домов края. Одним из них стало государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 31 „Сказка“ города Невинномысска.

15 июня 2011 года на базе ГКДОУ „Детский сад компенсирующего вида № 31 „Сказка“ города Невинномысска, Ставропольского края открылось структурное подразделение мобильной помощи семьям (далее — СМП), воспитывающих детей с ОВЗ. Служба сопровождения семьи получила имя „Надежда“. Ведь в каждой семье, воспитывающей особенного ребенка, должна быть вера в собственные силы и возможности своего малыша, надежда на помощь государства и общества, и, конечно же, безграничная любовь к своему ребенку.

Целью работы мобильной службы является: организация комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья от рождения до 7 лет, проживающих на территории города Невинномысска и Кочубеевского района Ставропольского края, для оптимального развития особого ребенка, сохранение и укрепление “ проблемной» семьи и адаптации её в обществе. Предотвращение отказов от детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Одной из главных задач работы службы является обучение родителей особенного ребенка правилам общения с ним, его обучения и развития, а также развитие любви к собственному малышу, признание его как личности, подготовка его к социальной адаптации в общество.

Для успешного осуществления мероприятий сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в ГДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 31 «Сказка» была организованна группа специалистов: социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, педиатр, водитель, руководитель службы.

Первые обращения на подготовительном этапе происходят по телефону, где в процессе разговора выясняется первичный запрос семьи, принимаются и заносятся в журнал обращений основные сведения о семье, назначается первая встреча. Первичный прием проводят педагог- психолог и социальный педагог. Особая роль отведена здесь учителю-дефектологу, который во время первой встречи проводит диагностику уровня развития ребёнка в игровой форме, затем совместно с психологом заполняется карта первичного психолого-педагогического обследования проблемного ребёнка. Социальный педагог в процессе беседы и анкетирования семьи определяет её социальный статус, проблемность. Встреча может проходить как в помещении службы, так и по месту жительства обратившейся семьи. На первичном приеме семья знакомится с задачами службы, ее специалистами и услугами, которые они оказывают. Уточняются и дополняются запросы семьи, собираются дополнительные сведения о семье и ребенке. Семья получает первые рекомендации. Результаты первичного обращения обсуждаются всеми членами педагогической команды, при участии врача-педиатра для выбора путей решения проблем, обозначенных семьей, а также тех проблем, которые были выявлены специалистами. На основном этапе ведется работа над задачами психолого-педагогического, социально-правового, медицинского сопровождения семьи, прописанными в индивидуальной программе сопровождения, которая составляется совместно всеми членами службы и с семьей ребенка после первичного обследования и принятия «командного решения». На протяжении всего периода взаимодействия сотрудников службы с семьёй, воспитывающей особого ребенка, используются различные формы работы, которые проводятся с родителями:

  1. Демонстрация педагогических методов и приемов работы с ребенком в процессе обучения его в домашних условиях.
  2. Конспектирование родителями занятий, проводимых психологом и учителем- дефектологом. Выполнение заданий, рекомендаций, советов со своим ребенком дома.
  3. Ознакомление родителей со специальной коррекционной литературой, рекомендованной специалистами службы с учетом нарушений в развитии ребенка.
  4. Проведение родительских всеобучей, индивидуальных и групповых консультаций медико-педагогической и социальной направленности.

Работа на основном этапе сопровождения семьи направлена:

  1. на привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу ребенка. Медико-педагогическая команда должна убедить родных и близких больного ребенка в том, что именно в них очень нуждается их малыш, что, кроме них, этим процессом заняться некому.
  2. на формирование увлечения всей семьи процессом развития ребенка. Специалисты службы показывают возможность существования маленьких, но очень важных для их ребенка достижений. Родители учатся отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дают педагоги.
  3. характеризуется раскрытием перед семьей ребенка с ОВЗ возможности личного поиска творческих подходов к обучению их малыша и личного участия в исследовании его возможностей.

Все эти компоненты помогают сплотить и еще более укрепить семью, воспитывающую ребенка — дошкольника с ограниченными возможностями здоровья.

На завершающем этапе (в связи с тем, что работа ограничена возрастными рамками ребенка) по истечении установленного ИПС срока происходит оценка полученных результатов, которые затем обсуждаются с семьей. При решении поставленных задач специалисты расстаются с семьей, которая в свою очередь переходит в другую организацию (школа, детский сад, и др.). На данном этапе специалисты службы дают рекомендации семье по выбору учреждения, готовят сопроводительные документы от специалистов службы. Взаимодействие с семьей, коллегами и администрацией учреждений, куда поступает ребенок, продолжается по возникающей необходимости. Работа службы мобильного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет не только расширять знания родителей об особенностях организации занятия, связанных с нарушениями развития ребёнка, понять, какие сложности испытывает ребёнок, что ему удаётся, какие результаты достигнуты, в какой форме специалист проводит занятие. Полученный опыт и знания родители используют в домашних условиях. Опора на представленную специалистом модель занятия позволяет достичь значительных результатов при проведении домашних игр-упражнений.

Привлечение родителей и других близких взрослых к совместным играм с детьми даёт им возможность испытать радость от успехов ребёнка, а для того чтобы развитие ребёнка было полноценным и гармоничным, ему необходимо расти в семье — в атмосфере счастья, любви и понимания. Педагоги же службы помогут повысить воспитательный потенциал семьи.

С удовольствием посещает обучающие занятия мама Леши и Захара. Врачи поставили им одинаковый диагноз — ДЦП, сенсоневральная глухота. По словам мамы, служба стала для их семьи настоящим спасением. С учетом разработанной педагогами индивидуальной программы и рекомендаций, пятилетний Леша сделал первые самостоятельные шаги. «Я была просто шокирована этим», — рассказывает мама Леши и Захара — Наталья Волкова.

У Володи небольшое отставание в развитии: мальчик говорит хуже, чем сверстники. Этим летом он начал ходить в службу, а в сентябре он уже был принят в одну из групп ГКДОУ «Детский сад № 31 «Сказка» который специализируется на работе с такими «особенными» детьми. Но еще большую радость испытывают родители его брата-двойняшки Саши, который родился с синдромом Дауна, и, несмотря на тяжелый диагноз, в свои три года уже без труда различает цвета и старательно работает с учителем-дефектологом и психологом службы «Надежда».

Для успешного осуществления мероприятий сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в ГКДОУ «Детский сад № 31 «Сказка» этой зимой был приобретен автомобиль, что значительно облегчает работу службы. Водитель обеспечивает доставку специалистов в семьи, воспитывающих малышей с особенностями в развитии, а также мам и пап с их ребятишками на групповые занятия и праздники, организованные работниками детского сада.

Известно, что отношение ребенка к себе, своим возможностям, и к окружающей его действительности формируется, прежде всего, под влиянием родителей. В службе помощи семье «Надежда» государственного казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 31 «Сказка» города Невинномысска Вас встретят и помогут высококвалифицированные специалисты.

И именно Вам, уважаемые родители, и Вашим малышам мы адресуем свою помощь.

 

Статью написала заведующая ГКДОУ Детский сад
компенсирующего вида № 31 «Сказка» И. А. Новикова.