Структурное подразделение - мобильная служба (бригада) «Надежда»
На этой странице:
О службе
В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию.
Для решения вопросов реабилитации и абилитации как ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и его родителей имеет большое значение создание системы комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. Это одно из важнейших условий, обеспечивающих необходимый уровень социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и реабилитации их семей.
В 2011 году в соответствии с решением Правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Ставропольский край получил грант на 2011-2013 годы. Министерство образования представило программу «Право ребенка на семью», которая в свою очередь, стала подпрограммой краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2012 годы». Подпрограмма направлена на повышение эффективности государственной системы поддержки детей, нуждающихся в социальной защите, в том числе инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия.
В рамках подпрограммы «Право ребенка на семью» на базе государственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 31 «Сказка» города Невинномысска Ставропольского края было создано структурное подразделение ГКДОУ «Детский сад № 31 «Сказка» (далее Учреждение) - мобильной службы (бригады) сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста «Надежда».
Служба сопровождения семьи получила имя «Надежда». Ведь в каждой семье, воспитывающей особенного ребенка, должна быть вера в собственные силы и возможности своего малыша, надежда на помощь государства и общества, и, конечно же, безграничная любовь к своему ребенку.
Целью работы мобильной службы является: организация комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья от рождения до 7 лет, для его оптимального развития особого ребенка, сохранение и укрепление « проблемной» семьи и адаптации её в обществе.
Для достижения поставленной цели определены задачи:
- оказание комплексной поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
- организация и проведение комплексного социального, медико-психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение преемственности между мобильной службой помощи и учреждениями системы социальной защиты, образования, здравоохранения и общественными организациями в оказании услуг семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и интеграции их в общество.
Деятельности службы строится исходя из следующих принципов:
- Сопровождение семьи как целостной системы, имеющей собственные этапы и закономерности развития;
- Использование опережающих мер на профилактику кризисов восприятия ребенка-инвалида;
- Определение формы сопровождения, его содержания, интенсивности, а так же характера взаимодействия с другими учреждениями в соответствии с потребностями семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- Привлечение успешных семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья как группу психологической поддержки;
- Поддержка и объединение родителей в целях расширения возможностей и видов помощи семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями в развитии, включая вовлечение родителей в реализацию программ сопровождения семьи;
В своей профилактической, реабилитационной работе с семьёй педагоги службы придерживаются принципа суверенности семьи, они идут на сотрудничество, когда семья готова к соучастию и содействию. Главным условием эффективности работы службы по реабилитации и интеграции ребенка с ОВЗ в общество–это совместная кропотливая работа специалистов службы вместе с родителями и ближайшим окружением особого ребёнка. Ведь для того чтобы развитие ребёнка было более полноценным и гармоничным, ему необходимо расти в семье — в атмосфере счастья, любви и понимания.
График работы службы «Надежда»
- Понедельник-пятница: 9:00-17:00.
Модель работы
Модель межведомственных связей
Этапы работы
Содержание комплексной работы структурного подразделения ГДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 31 «Сказка» строится поэтапно:
Подготовительный:
- Разработка нормативно-правовой базы;
- Оптимизация штатного расписания ДОУ;
- Установление межведомственных связей с целью получения данных о семьях и детях;
- Организация курсовой подготовки и переподготовки специалистов службы в области специальной (коррекционной) педагогики и психологии;
- Распространение информации о деятельности службы в СМИ, выпуск информационного буклета и т.д.
- Создание базы данных о семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Первичный прием семьи с ребенком и включение её в число потенциальных клиентов;
- Заключение соглашения на анкетирование ребёнка и родительских отношений;
- Анкетирование родителей, диагностика уровня развития особого ребенка, заполнение опросника потребностей семьи;
- Анализ специалистами службы результатов первичного приёма семьи, её запросов;
- Формирование «командного» решения для дальнейшей работы с семьей, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной:
- Вторичный приём с обсуждением плана дальнейшего сотрудничества с семьей;
- Разработка индивидуальной программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом оценки проблемы и определение ряда задач, где предполагается проведение следующей работы;
- психолого-педагогические и врачебные индивидуальные и групповые консультации по воспитанию и обучению детей от рождения до 7 лет;
- обучение родителей игровым занятиям с детьми в домашних условиях, с целью обучения правильному взаимодействию взрослого с ребёнком (индивидуальных и в малых группах);
- демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятий с обучающей целью;
- родительский всеобуч, чтение лекций для родителей;
- консультирование на дому и в стенах службы;
- проведение межведомственных мероприятий направленных на решение актуальных проблем семей, воспитывающих особых детей;
- проведение досуговых мероприятий и т.п.
Завершающий — этап оценки результатов:
- Оценка полученных результатов по истечении установленного индивидуальной программой сопровождения (ИПС) срока;
- Обсуждение с семьей полученных результатов, оценка эффективности ИПС, рекомендации по итогам;
- Выход из программы ИПС;
- Осуществление преемственности с другими городскими образовательными программами (перевод в дошкольную группу, соответствующую возможностям данного ребенка, другую службу сопровождения по возрасту ребенка и т.п.).
Сопровождение семьи