Государственное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №31 «Сказка»

Словарь терминов

Алалия

Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).

Афазия

Полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, сосудистых заболеваний и нарушений кровообращения.

Брадилалия

Патологически замедленный темп речи.

Депривация

Термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».

Дефектолог

Педагог, который поможет Вашему малышу познать все или почти все из того, что он должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего.

Дефектология

Наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.

Дизартрия

Нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. Страдает не только звукопроизношение, но и темп, выразительность, модуляция.

Дисграфия

Специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения.

Дислалия

Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислексия

Нарушение чтения, проявляется в затруднении при распознании и узнавании букв, при слиянии букв в слоги и слогов в слова, что приводит к непониманию даже простейшего текста.

Дисфония

Отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется в виде отсутствия фонации (афония) либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).

Дыхательная гимнастика

Комплекс упражнений направленных на формирование речевого дыхания (ритмичность, плавность, сила и продолжительность выдоха).

Заикание (логоневроз)

Нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

ЗПР

Задержка психического развития, нарушение нормального темпа психического развития ребенка. ЗПР может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС. У детей с ЗПР наблюдается сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедленным темпом переработки информации. Внимание неустойчивое, память ограничена в объеме и непрочна.

Логопед

Специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия,  занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Логопедическая гимнастика (артикуляционная гимнастика)

Комплекс специальных упражнений направленных на предотвращение неправильной постановки звуков речи (начиная с раннего возраста детей в профилактических целях), а так же для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза , симптоматики и выработке артикуляционных укладов различных групп звуков  (свистящие, шипящие и др.).

Логопедический массаж

Активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Логопедия

Наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.

ММД

Минимальная мозговая дисфункция, нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде (гипоксия) и в процессе родов (асфиксия), а также в результате родовой травмы. Этот диагноз может быть записан и как МЦД (минимальная церебральная дисфункция). Наиболее частое проявление ММД - это гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности).

Олигофрения

Врожденное, или приобретенное до трех лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга. При таком нарушении развития страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Люди с диагнозом олигофрения составляют в настоящее время 1-3 % всего населения. Олигофрения - не прогредиентный (то есть не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесенной болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Иногда олигофрен определяется как «... индивид, неспособный к независимой социальной адаптации» .

ОНР

Общее недоразвитие речи.

Пальчиковая гимнастика

Комплекс упражнений  для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев  рук. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов.

Пихическая депривация

Психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.

ПЭП

Перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский церебральный паралич (ДЦП).

Ринолалия

Нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата.

Сензитивыне периоды развития

(от лат. sensus - чувство, ощущение) – возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность существенно ниже. Учет сензитивных периодов необходим прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.

Тахилалия

Патологически ускоренный темп речи.

Фонематический слух

Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е.. слух, обеспечивающий понимание звуков данного языка.