Государственное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №31 «Сказка»

Консультация «Агрессивные дети»

За последние годы нашей педагогической работы повышенная агрессивность детей стала одной из наиболее острых проблем. Число детей с таким поведением стремительно растет. Тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии и что публикации на эту тему у нас единичны. Я задала себе вопрос: « Что делать, если у ребёнка выявлены признаки агрессивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом всё пройдёт». Я стала искать ответы на волнующую нас тему в статьях научно-практических журналах. Изучив отечественную и зарубежную литературу по вопросам психического здоровья, на критическом анализе и обобщении собственного опыта, на результатах изучения основных проблем, трудностей, сомнений я пришла к выводу, что это вызвано рядом причин:

  • Кризисом семейного воспитания;
  • Невнимание родителей к нервно-психческому состоянию детей;
  • Пропагандой культа насилия в средствах массовой информации;
  • Экологическая катастрофа;
  • Алкоголизм;
  • Социально-экономические катаклизмы.

Агрессивность у детей проявляется от резких высказываний до физических действий. Дети с агрессивными свойствами личности часто теряют контроль над собой, спорят, ругаются с детьми и взрослыми, намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять их просьбы, винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках, сердятся и прибегают к дракам.

Характеристика детской агрессии:

  • разрушение продуктов деятельности другого. ( Ребёнок уничтожает чужую постройку из кубиков, замазал красками чужой рисунок).
  • портит чужие вещи, наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, сильно бросает чужую игрушку и с удовольствием наблюдает слёзы её владельца.
  • непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения (драка).
  • наносит физическую боль (кусается).
  • нередко агрессивность детей направлена на самого себя: они рвут свою одежду, наносит себе раны, головой бьются о дверь.

Причины проявления агрессивности детей может быть стремление привлечь к себе внимания сверстников, быть главным или получить желаемый предмет, ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть своё превосходство, защита и месть.

Чаще всего у агрессивных детей выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженная самооценка, нарушения в отношениях со сверстниками. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Нормы и правила поведения открыто игнорируется. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность.

Добиться того, чтобы агрессивный ребёнок стал послушным и покладистым, не удавалось ещё никому, а научить жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.

В дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры для преодоления агрессивности. Основное условие - укрепление нервной системы ребёнка путём создания спокойной, доброжелательной обстановки в детском саду и дома, удовлетворения эмоциональных потребностей, выявление причин эмоциональной дисгармонии, обучение детей приёмам регуляции эмоциональных состояний, повышение самооценки и развитие коммуникативных навыков, игровой дея-ти, а в большей степени - на преодоление внутренней изоляции, формирование способности понимать других.

Важно взрослым найти правильный подход к воспитанию таких детей. При организации воспитательно-образовательного процесса нужно учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки были адекватными, нельзя требовать того, что они не могут выполнить.

  • К открыто конфликтующим детям нужно, проявлять любовь и чувство симпатии, независимо от их поведения, исключать ситуации, провоцирующие ребёнка на конфликт, поднимать статус ребёнка на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива).
  • Спокойное отношение в случае незначительной агрессии: полное игнорирование реакций ребёнка, выражение понимания его чувств, переключение внимания, предложение какого-либо задания, позитивное обозначение поведения (ты злишься потому, что ты устал).
  • Обсуждение поступка.
  • Снижение напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, угрожающий тон, демонстрация власти, агрессивные позы и жесты, использование физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей, непреклонное настаивание на своей правоте, нотации, наказание, сравнение с другими детьми не в его пользу, оправдания, подкуп и т.п.
  • Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
    Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребёнком обратной связи, при этом взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность, твёрдость.
  • Контроль взрослым собственных негативных эмоций.
  • Демонстрация модели неагрессивного поведения. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие- искренность взрослого.

 

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

Обучение безопасному выражению гнева.

  1. «Недружественный шарж»- нарисовать карикатуру обидчика. После этого спросить, как ребёнок себя чувствует, и что ему хочется сделать с этим « шаржем» (пусть ребёнок совершит это в действительности).
  2. « Мешочек криков». Договориться с ребёнком, что, пока мешочек у него в руках, он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо, но когда он мешочек отпустит, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом.
  3. « Лист гнева»- лист можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать до тех пор, пока ребёнок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко справится со своим гневом, собрав все кусочки « листа гнева» и выбросив в урну.
  4. « Подушка для пинаний»- этот игровой способ подойдёт к тем детям, которые, разозлившись, склонны реагировать, прежде всего, физически - сразу дерутся, толкаются, отнимают, а не кричат и не обзываются. Подушка небольшая тёмного цвета, которую ребёнок сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным.
  5. « Гнев на сцене»- этот игровой коррекционный прием основан на зрительном представлении образа своего негативного чувства. Когда ребёнок злится ( или только, что испытал злость), можно предложить ему представить, как выглядел бы его гнев на сцене театра. Произносить реплики, которые ему хочется в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, какие считает необходимым, при этом выразительно двигаясь.
  6. Научить ребёнка расслабляться. При этом использовать показ и тактильную помощь. Упражнения « роняем ручки», « трясём кистями», «стряхиваем воду с пальцев» и др.
  7. Игры с шишками, песком.
  8. Пальчиковые игры, « нарисуем на пальчиках ниточки», « кап-кап» « нарисуем губки, бровки, глазки».
  9. Формула самовнушения с 6 лет.
  10. Релаксация.
  11. Расслабление с помощью дыхания (короткий вдох-длинный выдох; глубокий вдох с задержкой дыхания).
  12. Упражнения для снятия напряжения. Встать прямо, плечи отвести назад, руки опустить вдоль туловища. Постепенно приподнимать пятки от пола, перенося всю тяжесть тела на ступни ног, одновременно поднимать руки и разводя их на уровне плеч, словно крылья-вдох. Выдыхать воздух, переходя в и. п.
  13. «Посчитал до десяти, и я решил…»
  14. Визуализация.
    1. Рассмотреть в течение нескольких мгновений какой-либо предмет: апельсин, стакан с водой, настольную лампу. Закрыть глаза и представить этот предмет.
    2. Закрыть глаза и вообразить яркий, живой цветок. Взять его в руки и поднести к лицу. Почувствовать аромат.
    3. Сесть, закрыть глаза, расслабиться, сосредоточиться. Мысленно представить светящийся белый круг (квадрат, треугольник, яблоко, грушу).
  15. Музыкотерапия.
    « Сладкие грёзы» П.И.Чайковский, « Грустный вальс» Я.Сибелиуса;
    « Фантазия – экспромт» Ф. Шопен;
    « Аве Мария» Ф. Шуберт;
    « Лунная соната» Л. Бетховен;
    « Хор пилигримов» Р. Вагнера;
    « Сентиментальный вальс» П. И. Чайковский;
  16. Танцетерапия
    « Танец утят»;
    « Лавата»;
    « Если весело живётся».
  17. Изотерапия
    Рисование с закрытыми глазами; штриховка контуро изображённых предметов; фронтаж (обведение картонных фигурок на ощупь);
  18. Пуантилизм (пальцевая живопись);
  19. Смехотерапия (обыгрывание потешек, чтение юмористических рассказов, « игра в смешные слова»;
  20. Ароматерапия, управляющая настроением, работоспособностью, снижающая уровень утомляемости, снимающая стрессовые состояния
    ( ароматы лаванды и розмарина-успокаивают, настойка ивы, остролиста снимают напряжение, раздражительность).
  21. Созерцание маленького животного, аквариума с рыбками; слушание журчания воды, звуков природы и т. д.;
  22. «Эмоциональный словарь» (набор карточек с изображением лиц в эмоциональных различных состояниях).

Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребёнка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Хотелось бы напомнить родителям: психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу или психотерапевту.