Государственное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №31 «Сказка»

Игры, направленные на исправление плоскостопия

Обратите внима­ние, что при выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиваниями с высоты. 

«Спящий кот»

Цель игры: развитие навыков в ходьбе, ловкости, внимании.
Необходимый материал: стулья.
Ход игры. Один играющий ложится (садится) на скамью (сту­лья), стоящую в середине площадки (комнаты), изображая спя­щего кота. Остальные дети - мыши — тихо на носках обходят его со всех сторон. По сигналу ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь становится котом.

«Парашютисты»

Цель игры: развитие координации движений, чувства равно­весия; укрепление связочно-мышечного аппарата ног; улучше­ние рессорной функции стопы.
Необходимый материал: скамейка или стул, мел.
Ход игры. Около скамеечки чертят три кружка: один совсем близко, другой подальше, третий еще дальше. Дети по очереди прыгают с пенька (скамейки) в кружок. Выигрывает тот, кто точнее приземлится в каждый из кружков и не упадет. Спрыги­вать надо мягко, пружиня на носках.

«Ловкие ноги»

Цель игры: развитие координации движений, чувства равно­весия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп.
Необходимый материал: ковер, палки и платки по числу игроков.
Ход игры. Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. Правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять пла­ток пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. По­вторять 2—4 раза, последние 2 раза перенести обе ноги с плат­ком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки.
Выполняя упражнение  можно приговаривать:
Я платок возьму ногой,
Поднесу его к другой,
И несу, несу, не сплю
Палку я не зацеплю.

«Бегущая скакалка»

Цель игры: развитие координации движений, чувства равно­весия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппа­рата стоп.
Необходимый материал: длинная скакалка или веревка.
Ход игры: Двое берут длинную скакалку (веревку) за концы и ходят с ней вдоль площадки, то ускоряя, то замедляя темп ходь­бы. Остальные дети перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку сменяет держащего ее.

«Мяч бросай, не теряй»

Цель игры: умение координировано выполнять различные упражнения; формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища и конечностей.
Ход игры. Детям раздают средние и маленькие мячи. Ведущий инструктор говорит: «Можете с мячом как хотите играть!» Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: ка­тают, подбрасывают, ловят. На слова: «Мяч не теряй, вверх под­нимай!» все останавливаются и показывают свои мячи. Игра по­вторяется 3—4 раза. После этого ведущий предлагает детям прой­ти с мячом в руках по кругу.Расположив детей по кругу, ведущий предлагает им проделать несколько упражнений с мячами, например: 1) поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить; 2) развести руки в стороны, за­тем, соединив их перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз; 3) наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч; 4) присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать, подняв мяч; 5) поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади. Во время выполнения упражне­ний контролируют спокойное размыкание губ.

«Заяц, елочки и мороз»

Цель игры: тренировка различных навыков передвижения; формирование правильной осанки; развитие внимания, быст­роты реакции; координации движений; укрепление мышечного аппарата стоп и голеней.
Ход игры. Ведущий выбирает «елочек», «зайчика» и «мороза». Ведущий чертит круги, в них расставляет «елочек».По команде ведущего начинается игра. «Заяц» бежит к бли­жайшей «елочке» укрыться по ней от «мороза». «Мороз» стре­мится «заморозить» — осалить — «зайчика». Но если «зайчик», убегая от «мороза», успевает прыгнуть в кружок, где стоит «елоч­ка», он становится «елочкой», а «елочка» — «зайчиком» и бежит от «мороза», вытесняя затем из другого круга следующую «елоч­ку». Осаленный «зайчик» становится «морозом». Если «зайчика» при его перебежках от одной «елочки» к другой, а от последней «домой» «мороз» не сумеет осалить, то «мороз» продолжает во­дить. Если же «мороз» сумеет осалить «зайчика», последний ста­новится «морозом».«Мороз» может осалить «зайчика» в двух случаях: 1) когда тот перебегает к «елочке» или 2) если в кругу стоят двое. Например, когда «елочка» замешкалась в ту минуту, как к ней прыгнул «зайчик», и, став сама «зайчиком», не выбежала из круга.

«Донеси, не урони»

Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп; развитие ловкости.
Необходимые материалы: стулья, простынки.
Ход игры:  В зале игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способа­ми (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.

«Гуси-лебеди»

Цель игры: тренировка навыков правильного дыхания; укреп­ление мышц туловища и конечностей, формирование осанки, сводов стоп, развитие координации движения.
Ход игры. На одной стороне площадки (зала) чертится круг — «дом», в котором живут «гуси». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от дома — логово, в котором находится «волк». Остальное место «луг». Ведущий назначает детей на роль «волка» и «пастуха». Остальные изображают «гусей»: ходят с гор­дой осанкой, тянут вверх шею, поднимают голову, летают: взмахивают руками через стороны вверх и, опуская, шипят — выдыхают «шшш». «Пастух» громко говорит: «Гуси, гуси». Гуси останавливаются и хором отвечают: «Га — га — га». Пастух: «Есть хотите?» Гуси: «Да, да, да». Пастух: «Так летите». Гуси: «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». Пастух: «Так ле­тите, как хотите, только крылья берегите».
Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят че­рез луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). После нескольких пробежек подсчитывают пойманных волком гусей. Вновь назначаются «пастух» и «волк». Игра продолжается.

«Самый стойкий»

Цель игры: тренировка равновесия, координации движений; воспитание выносливости, решительности.
Ход игры.Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие — сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».

«Поймай комара»

Цель игры: развитие быстроты реакции, внимания; формиро­вание правильной осанки; укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стоп.
Необходимые материалы: прут с привязанным на шнуре «ко­маром» из бумаги или ткани.
Ход игры. Игроки становятся в круг лицом к центру на расстоя­нии вытянутой руки. Ведущий находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1— 1,5 м) с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани. Ведущий кружит шнур с «комаром» немного выше голов играющих. Когда «комар» пролетает над головой, иг­роки подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками.

«Прыжки со скакалкой»

Цель игры: развитие ловкости, чувства координации движе­ний; укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.
Необходимые материалы: скакалка.
Ход игры. Игроки по очереди вращают скакалку вперед, пры­гая с одной ноги на другую. Туловище держать прямо, носки оттянуть. Продолжительность скачков постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто сделает больше скачков.

«Кто первым соберет простынку»

Цель игры: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.
Необходимые материалы: простынки (50—80 см) одинаковой длины, стулья.
Ход игры. Игроки сидят на стульчиках (стульях), под правой ступней — простынка. По сигналу ведущего игроки начинают пальцами правой ноги подбирать простынку. То же сделать ле­вой ногой. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу, соревнуются между собой.