Государственное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №31 «Сказка»

Профилактика нарушений осанки

  1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.
  2. Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.
  3. Стоя у стены, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить детям «пополоскать белье»), выпрямиться и постараться снова встать правильно.
  4.  Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны — вверх, опустить в исходное положение.
  5.  Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены.

Будьте внимательны, следите за осанкой детей!

Только вы можете своевременно заметить первоначальное нарушение осанки и сколиоз (опущение плеча и лопатки с одной стороны, сутулость, боковое искривление позвоночника, выпячивание ребер). При выявлении таких детей сразу же направляйтесь на консультацию к врачу. 

Воспитание навыка правильной осанки

Осанка — привычное положение тела, которое человек принимает сидя, стоя и во время ходьбы. Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности. Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Выработка правильной осанки происходит путём образования динамического стереотипа, то есть доведения до автоматизма привычки стоять, сидеть и ходить с правильным положением головы, туловища и конечностей, для исправления дефектов осанки необходимо функциональное перевоспитание мышц- длительное, систематическое и последовательное, поэтому работа над воспитанием правильной осанки не только лечебный, но и педагогический процесс, имеющий своей целью доведение до сознания ребёнка понятия о правильном соотношении отдельных частей тела с последующим закреплением соответствующего положения через зрительный контроль и мышечное чувство.

Начинать эту ответственную работу следует с объяснения ребёнку, зачем ему это нужно, необходимо полное понимание со стороны ребёнка, его заинтересованность в результате. Для маленьких детей очень важен положительный пример, пусть это будет отец, мать, старшие братья и сёстры (хотя чаще всего они могут служить лишь отрицательным примером), можно взять за образец героя мультфильма или сказки. Девочки хотят стать балеринами, а мальчики — суперменами, используйте детские представления о красоте.

Воспитание правильной осанки — процесс длительный, поэтому запаситесь терпением, не ругайте ребёнка за ошибки, не раздражайтесь, если вам покажется, что он не старается, не хочет стоять или сидеть красиво, дело в том, что слабые мышцы быстро устают и ребёнку трудно удерживать нужную позу, по мере тренировки мышц с помощью специальных упражнений стоять или сидеть правильно будет легче, кроме того, часто уже к пяти-шестилетнему возрасту у ребёнка могут быть сформированы неверные установки стоп, плечевого пояса, головы и так далее. Изменять плохие привычки всегда сложнее, чем воспитывать хорошие, следовательно, чем раньше вы начнёте серьёзно заниматься со своим ребёнком, тем быстрее достигните устойчивого результата.

Для того, чтобы тщательно проработать навык правильной осанки, есть смысл разбить его на этапы и строить позу постепенно, причём те элементы, которые даются ребёнку с трудом (например, удержание ног прямыми при привычном переразгибании в коленных суставах), следует прорабатывать дополнительно, пока нужный навык не закрепится и не будет вызывать напряжения и неудобства, это касается, в основном, таких трудных поз, как стоя и сидя, где особенно велико напряжение мышц, удерживающих тело, поэтому начинать строить осанку лучше в облегчённых исходных положениях лёжа.

Воспитание правильной осанки в положении лёжа на спине — ребёнок лежит на спине, ноги вместе (коленные чашечки смотрят вверх, руки вытянуты вдоль тела ладонями к полу, голова, туловище и ноги располагаются на одной прямой линии, поясница прижата к полу, плечи опущены, голова прямо (лоб и подбородок в одной плоскости). Зафиксируйте правильное положение и предложите ребёнку проделать несложные упражнения, например, поднять голову и посмотреть на свои носки, согнуть и разогнуть стопы вместе или поочерёдно, согнуть и разогнуть ноги в коленях, поднять руки вперёд-вверх, поднять руки вверх до касания ими пола за головой, развести руки в стороны, сжимать и разжимать кулаки, развести руки в стороны, затем поднять их вперёд, хлопнув ладонями перед грудью, согнуть правую стопу и сжать в кулак пальцы правой руки, повторить левой стопой и левой рукой, согнуть правую стопу и сжать в кулак пальцы левой руки, повторить левой стопой и левой рукой. Во время выполнения этих движений следите за соблюдением исходной позы, не допускайте изгибания туловища в сторону, нарушения прямой линии (голова- корпус- ноги), поднимания плеч.

Воспитание правильной осанки в положении лёжа на животе — ребёнок лежит на животе, голова, туловище и ноги располагаются на одной прямой линии, руки согнуты впереди (локти в стороны на высоте плеч), голова лбом лежит на тыльной поверхности сложенных пальцев. Эта поза (как и предыдущая) очень важна, она является исходным положением для выполнения большей части упражнений для укрепления мышц спины, зафиксируйте правильное положение и предложите ребёнку проделать следующие упражнения: поднять голову, затем опустить её лбом на руки, поднять голову, приподнять плечи и грудь, развести руки в стороны, вернуться в исходное положение, поднять голову, приподнять плечи и грудь, отвести руки назад ладонями к телу, вернуться в исходное положение, поднять голову, приподнять плечи и грудь, вытянуть руки вперёд, вернуться в исходное положение, поднять голову, приподнять плечи и грудь, руки в крылышки, вернуться в исходное положение.

На данном этапе большее значение имеет правильное положение тела при выполнении этих упражнений, чем тренировка силы и выносливости мышц, поэтому движения должны быть медленные, аккуратные, каждое упражнение достаточно повторить по 2-3 раза и не задерживаться в напряжённых позах, важно, чтобы при выполнении движений и возвращении в исходное положение тело ребёнка лежало ровно, голова не запрокидывалась, а руки двигались симметрично, при поднимании ног следите, чтобы таз не отрывался от опоры и ребёнок не заваливался на бок.

Нет необходимости выполнять все указанные упражнения за одно занятие, достаточно 2-3 в каждом исходном положении, и ещё очень важно научить ребёнка правильно дышать во время физических нагрузок, дыхание должно осуществляться через нос, совершенно свободно, без малейшего напряжения. Воспитание правильной осанки в положении сидя- исходное положение для этих упражнений сидя на скамеечке, стуле (без спинки), стопы полностью стоят на полу, ноги согнуты под прямым углом во всех суставах, ребёнок равномерно опирается на оба бедра, спина прямая, плечи опущены и слегка отведены назад, руки свободно лежат на бёдрах, голову держит прямо (лоб и подбородок в одной плоскости). Зафиксируйте на несколько минут (одна-две) правильное положение, похвалите ребёнка, отметьте, как красиво он сидит, затем предложите следующие упражнения: не меняя положения тела, наклонить голову вперёд (цветочек завял), затем поднять (цветочек расцвёл), обратите внимание, как при наклоне головы непроизвольно сводятся плечи и сгибается спина, при поднимании плечи разворачиваются и спина выпрямляется, такое изменение позы связано с тем, что опускание головы рефлекторно расслабляет мышцы туловища.

Наклонить голову вправо и влево и возвратить в центральное положение, следите, чтобы наклоны выполнялись строго в одной плоскости без поворотов головы и поднимания плеч (то есть ухо должно приближаться к плечу). Поднять и опустить плечи, поднять руки до горизонтальной линии, опустить, поднять руки вверх, опустить, следите, чтобы при этом не поднимались плечи, туловище не отклонялось в сторону, и не менялось правильное положение головы.

Упражнения с мешочком на голове — для закрепления навыка хорошей осанки очень полезно сидеть, удерживая на голове мешочек, мешочек не сложно изготовить самим (сшить конверт со стороной 10-15 сантиметров и набить его песком или крупой- 200 граммов), желательно, чтобы мешочек был плоский, уменьшение его размера и веса усложняет удержание на голове. Положите мешочек на голову ребёнку ближе ко лбу, долго удерживать предмет на голове (две-три минуты) можно только при абсолютно правильной осанке, если голова или всё туловище наклонится хоть немного в сторону, вперёд или назад, то предмет тут же упадёт. Упражнения перед зеркалом позволяют ребёнку увидеть разницу между правильной и неправильной осанкой, вовремя заметить и исправить ошибки, движения головой, плечами и руками, удержание мешочка на голове будут выполняться более старательно, если ребёнок сможет контролировать себя в зеркале, неплохо бы поставить зеркало перед письменным столом и репетировать правильную позу при чтении или письме.

Воспитание правильной осанки в положении стоя — начинать строить позу стоя надо с правильной постановки стоп как основного фундамента тела, стопы устанавливаются параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга, тяжесть тела равномерно распределяется на обе стопы, ноги прямые, колени смотрят вперёд, недопустимо как сгибание коленей, так и излишнее их переразгибание. Туловище выпрямлено, плечи опущены и слегка развёрнуты, руки свободно опущены вдоль тела, голова приподнята (макушкой тянется вверх), однако поднимать подбородок и запрокидывать голову не следует. От детей дошкольного возраста не стоит требовать подтягивать живот, так как волевое напряжение мышц брюшного пресса делает дыхание ребёнка несвободным, неритмичным, более того, слегка выступающий животик — характерная особенность детской фигуры (до четырёх-пяти лет).

Воспитывать осанку в положении стоя достаточно сложно, так как от ребёнка требуется контролировать ноги, спину, положение плеч и головы, поэтому для облегчения задачи стоит разбить этот процесс на последовательные этапы, посвятив каждому достаточно времени, для закрепления навыков потребуется не один день, но торопиться и перескакивать через этапы не стоит. Итак, сначала стопы, объясните ребёнку, как правильно ставить стопы, а затем пусть он немного походит и, остановившись по вашему сигналу, проверит их положение, таким образом ходьба с остановками будет упражнением в воспитании данного навыка. Далее прямые ноги, обычно при ходьбе с остановками вырабатывается и правильное положение ног, однако если есть нарушения в тонусе мышц или переразгибание колен, требуются специальные упражнения, укрепляющие мышечно-связочный аппарат нижних конечностей. Затем положение туловища, в позе стоя важно сохранить прямое положение всего тела, его вертикальную ось, не позволяйте ребёнку наклонять туловище вперёд или откидываться назад.

Осталось закрепить положение плечевого пояса и головы, это будет не так сложно, если вы начали тренировать осанку из других исходных позиций (сидя), попросите ребёнка выполнить некоторые упражнения: поднять и опустить плечи, повернуть плечи вперёд, затем отвести назад до правильного положения, опустить голову, затем приподнять её, наклонить голову в сторону, вернуться в исходное положение (голова по центру), поднять руки в стороны (до горизонтального уровня), опустить.

Упражнения с мешочком на голове — ребёнок удерживает мешочек на голове, сохраняя правильную осанку. Проверка осанки у стены — это положение, как вы, наверное, знаете, служит и для закрепления навыка хорошей осанки, ребёнок стоит у стенки без плинтуса, касаясь её пятками, ягодицами, верхней частью спины и затылком, ноги, туловище, голова составляют одну прямую линию, перпендикулярную полу, плечи опущены, руки вдоль тела. Почувствовав это положение, ребёнок старается сохранить его без опоры, предложите ему отойти от стены, сохраняя правильное положение всех частей тела. Упражнения перед зеркалом- ребёнок проверяет осанку у зеркала, контролируя и исправляя положение тела, стоит к зеркалу лицом (стопы параллельны, ноги прямые, плечи опущены, голова по центру, прямая линия проходит по центру тела), стоит к зеркалу боком (колени разогнуты, но не слишком, спина прямая, плечи слегка отведены назад, шея выпрямлена, голова макушкой тянется вверх, прямая вертикальная линия проходит от макушки до пяток).

Все вышеперечисленные упражнения легче делать перед зеркалом, так как зрительный контроль дополняет мышечно-суставное чувство и помогает закрепить правильные навыки.

Упражнения для формирования правильной походки

Ходьба по «узкой дорожке»

На полу, асфальте, земле обозначьте мелом (веревками, палками) дорожку шириной 30 см. В дальнейшем дорожку следует постепенно сужать до 20-10 см. Предложите ребенку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие.

Возможные варианты упражнений:

  • пройти по «дорожке», ставя ножку за ножкой;
  • дойдя до конца «дорожки», развернуться и пройти обратно;
  • поднять одну ногу и постоять так несколько секунд.

Обращайте внимание на положение стоп ребенка при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.

Ходьба боком.

Ходить боком по «узкой дорожке» мелкими приставными шагами. Научите малыша хорошо передвигаться и в правую, и в левую стороны.

Упражнения для равновесия

Ходьба по наклонной скамейке.
Укрепите гимнастическую скамейку или длинную доску, приподняв один конец на высоту 20-25 см. Предложите ребенку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Вначале помогайте малышу, поддерживая его за руку.

Скольжение.
Поставьте один конец скамейки на подоконник или специальную подставку. Предложите ребенку съехать на скамейке вниз.

Игра «Погладь мишку».
Посадите на вершине «горки» мишку или любую любимую игрушку малыша. Предложите ребенку подняться наверх и, наклонившись, погладить игрушку.

Упражнения для рук и плечевого пояса

«Бокс».
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Сгибает руки на уровне груди и затем делает поочередно движения руками вперед и к середине, как бы боксируя.

«Покажи ладошки».
Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно, руки опущены. Попросите его вытянуть обе руки вперед, ладонями вверх - «Покажи ладошки», затем спрятать за спину - «Спрячь ладошки».

«Вырасти большим».
Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Тянется вверх, поднимая руки.

«Подмети пол».
Кроха ходит, слегка наклонившись вперед, и делает руками движения, имитирующие подметание пола.

Упражнения для ног

«Стал маленьким».
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны, руки опущены. Низко приседает - «стал маленьким», затем встаёт - «стал большим».

«Прятки».
Малыш приседает («прячется») и выпрямляется, держась за спинку маленького стульчика.

«Покачай ногой».
Сын или дочь стоит, держась одной рукой за спинку стула. Покачивает ногой (дальней от стула) вперед - назад. Поворачивается и покачивает другой ногой.

«Беги, а я догоню».
Малыш бегает по комнате, а вы делаете вид, что ловите его.

Упражнения для туловища

«Качание деревьев».
Стать прямо, ноги врозь, руки опущены. Наклониться вправо, затем влево, руки расслаблены.

«Самолет».
Малыш стоит, слегка расставив ноги, руки опущены. Поднимает руки в стороны ладонями вверх. Поворачивается в стороны, не опуская рук.

«Подними ножки».
Самостоятельно поднимает прямые ноги и старается дотянуться ступнями до игрушки.

«Присаживание».
Малыш лежит на спине. Придерживая ему ноги, попросите ребёнка сесть. Для начала можно помогать, поддерживая то за одну, то за другую ручку.

«Ласточка».
Ребенок лежит на животе, руки разведены в стороны. Слегка прогибаясь, поднимает голову и руки. Для начала можно помочь малышу, поддерживая его за разведенные в стороны руки.

«Рыбка».
Кроха лежит на животе, согнутые руки под грудью. Прогибает спину, выпрямляя руки, поднимает голову и грудь.

Упражнения с мячом

«Посмотри на мяч».
Ребенок стоит прямо, ноги врозь, в опущенных руках держит перед собой мяч. Поднимает мяч над головой и смотрит на него.

«Приседание с мячом».
Стать прямо, ступни ног параллельно, в опущенных руках держать мяч. Присесть, коснуться мячом пола, затем выпрямиться.

«Оттолкни мяч руками».
Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Встаньте напротив и, держа мяч на одной руке, предложите ребенку столкнуть его.

 

Надеемся, что наши рекомендации помогут вам не только сохранить осанку малыша, но провести время весело и с пользой.

Будьте здоровы!