Государственное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №31 «Сказка»

Практико-ориентированный семинар по теме: «Особые дети – особые потребности»

Цели: Способствовать гармонизации детско–родительских взаимоотношений в семье, воспитывающей особого ребенка. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями; Помочь родителям осознать свое родительское поведение, заостряя внимание на положительных моментах воспитания ребенка, различных формах проявления родительской любви к нему.

Задачи:

  1. Довести до сознания родителей, воспитывающих особого ребенка, необходимость проявления своей безусловной родительской любви.
  2. Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.
  3. Повысить родительскую компетентность в вопросах психологической поддержки и принятия собственного особого ребенка, и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.
  4. Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.

Оборудование: дерево Принятия и Любви, разноцветные бланки для записочек, цветные ручки, фломастеры.

«Идти дорогою любви бывает нам непросто,
Неважно – очень взрослый ты, иль маленького роста.
Посадим дерево Любви, и поливая часто,
Расти мы станем вместе с ним, и вверх стремиться, к счастью!
Успех, пусть даже небольшой – принять, заметить важно,
Чтоб вырос взрослый человек успешным и отважным!»

Как легко и приятно любить малыша, когда он весел и послушен, приветлив и мил. Сложнее получается любить его, когда он капризен и беспокоен. А уж какие сложности возникают у родителей, воспитывающих особого ребенка, не мне вам рассказывать. И все же, на какой вопрос практически любой родитель всегда даст положительный ответ? - Вы правы, каждый родитель даст положительный ответ на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?». А как мы любим, и тем более умеем ли любить, над этим как–то задумываться не приходится. Однако психологические исследования последних лет убедительно доказали, что все беды у детей, а затем и у родителей объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. А ведь для ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он есть.

Что же мешает проявлению безусловной любви к ребенку со стороны родителей? Родительские чувства тревоги, вины и стыда. Мама и папа боятся, как бы чадо не выросло хулиганом и бандитом, боятся, что они что-то "недоглядели", беспокоятся, "что скажут люди?"... Да и не научили нас в детстве самих такому опыту - "безусловная любовь". А как же передать собственному ребенку то, что сам никогда не чувствовал? Это очень трудно. Поэтому учитесь принимать и самих себя такими, какие вы есть, разберитесь с собственными страхами, тревогой, постарайтесь отвлечься от того, как воспитывали вас самих. Не дают проявлять безусловную любовь к ребенку и ваши собственные чувства. Ваш сын или дочка тут совсем не при чем - это ТОЛЬКО ВАШИ чувства. Из ваших детей обязательно выйдет что-нибудь стоящее и доброе, если любить их, доверять им, поддерживать их.

Важно понимать, что безусловная любовь к ребенку не подразумевают полного попустительства и потакания "чаду". Должны быть и дисциплина, и ответственность со стороны сына или дочери, иногда, возможно, даже наказания. Но наказывать и критиковать в этом случае вы будете не самого ребенка, не его личность, а конкретные поступки. "Я люблю тебя самого, но не одобряю того, как ты поступил". Это очень важно. Даже безусловная любовь не должна быть слепой. И предостеречь от непоправимых шагов порой тоже необходимо, иначе дети не скажут вам "спасибо", когда зайдут в тупик, из которого невозможно выбраться. Но ваш ребенок - это ваш ребенок. Любите его просто за то, что он есть на свете. И вы увидите, что именно безусловная любовь поможет вам вырастить гармоничного счастливого человека.

Но что же такое - безусловно любить своего ребенка? Считать его равным. Считать его свободным. Доверять ему даже тогда, когда он допускает ошибки. Верить в его мудрость и силу. Быть с ним честным. Быть собой и позволять ребенку быть самим собой. И самому быть живым, в том числе и несовершенным, слабым, смешным, глупым. Любите друг друга и будьте счастливы. Нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни. Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и грустью. Трагедия детей – с малых лет чувствовать себя в семье лишним, брошенным, одиноким и самое главное, незащищенным, а этому может способствовать равнодушие родителей, мнение которых имеет для ребенка большое значение, так как это люди, которым он доверяет безоговорочно.

А теперь, уважаемые родители, возьмите пожалуйста эти разноцветные листочки и фломастеры, напишите на листочках все самые маленькие и незначительные успехи, победы и новые умения, которые случились за последнее время в жизни Вашего ребенка. Давайте сейчас вместе вновь порадуемся этим важным событиям! Сверните в трубочку ваши листочки, перевяжите ленточкой и поставьте в подвески на нашем «Дереве Любви и Принятия». Спасибо Вам за сотрудничество. До новых встреч!