Загрузка
 
Пресс-центр Сведения об образовательной организации Группы Информация для родителей Контактная информация Вакансии Карта сайта
   
Вы можете задать нам вопрос или оставить отзыв прямо на сайте.
Для этого нужно
заполнить эту форму...

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Недоразвитием речи принято считать такую форму речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы следующие компоненты языковой системы:

  • Фонетика
  • Лексика
  • Грамматика
  • Связная речь

Фонетические нарушения характеризуются:

  • Отсутствием звуков речи;
  • Недифференцируемым произношением звуков речи;
  • Заменами звуков;
  • Нестойким употреблением звуков в разных словах.

Лексические нарушения характеризуются:

  • Бедностью предметного словаря. Это проявляется в незнании слов ближнего обихода, частей предметов, поэтому дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов;
  • Ограниченностью использования и подбора прилагательных, глаголов;
  • Трудностью использования антонимов;
  • Недостаточным употреблением в словаре обобщающих понятий.

Слоговые нарушения характеризуются ошибочностью в передаче слоговой структуры слов. Дети при произношении слогов допускают: перестановку слогов, добавляют лишние слоги, сокращают слова так, вместо балерина — барелина, местоунивермаг — унимак.

ОНР — это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере. У детей имеет место плохая координация движений, снижение скорости, ловкости, отмечается недоразвитие мелкой моторики. Одним из ведущих признаков является более позднее возникновение речи: первые слова появляются около 3-4 лет, иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Наблюдается иногда недостаточная речевая активность. Однако эти дети достаточно критичны к своему дефекту. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной,- интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточность устойчивости внимания, ограниченные возможности его распределения.

УРОВНИ ОНР

Первый уровень речевого развития характеризуется крайне ограниченными речевыми средствами общения. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний. Широко используются указательные жесты и мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, обозначая разницу значений интонацией и жестами. Названия действий заменяют названиями предметов (открывать — «древ» (дверь), и наоборот - названия предметов заменяются названиями действий (кровать - «пат»). Характерна многозначность употребляемых слов.

Пассивный словарь детей шире активного. Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. Дети оказываются не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола. формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.

Отличительной чертой речевого развития детей этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Переход ко второму уровню речевого развития характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

На этом уровне возможно пользование местоимениями, союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий. относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность задания.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления.

Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов, пропускаю отдельные элементы. У них также отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Существует 3 уровня речевого развития яри общем недоразвитии речи. Каждый уровень имеет свои особенности.

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка:

  • Способствовать развитию двигательной сферы ребенка, помня о том, что движение - это средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности! Для развития мелкой моторики рекомендуется: расстегивание и застегивание пуговиц, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, плетение из ниток закладок, завязывание узелков, лепка из теста, Массаж кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж.
  • Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна.
    Для создания сухого бассейна можно использовать небольшую глубокую миску. Миску заполнить сухим горохом, погружая руки в бассейн, сжимать и разжимать пальчики. Можно опускать в бассейн мелкие игрушки и просить ребенка, перемешивая крупу доставать их.
  • Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания, всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото. Нужно иметь дома разные варианты с лото для детей всех возрастов. Во время этих игр повышается активность ребенка.
  • Обследовать ребенка у логопеда, записаться на занятия, помня о том, что общее недоразвитие речи может в дальнейшем сказываться не только на успеваемости ребенка и не только в начальной школе, но и позже. Ребенок может неправильно читать и писать в первых классах и стесняться отвечать у доски.

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОНР

Обучение детей первого уровня речевого развития предусматривает: развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований.

Логопедические занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами (2-3 человека) в форме игровых ситуаций, что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. При этом используются персонажи кукольного театра, заводные игрушки, теневой театр и т.д.

Обучение детей второго уровня речевого развития осуществляется преимущественно в дошкольных группах для детей с ОНР (с 4-летнего возраста). Коррекция речевого дефекта с одновременным медикаментозным воздействием при показаниях может периодически проводиться на базе речевых стационаров, психоневрологических санаториев (с 4-7 лет — дошкольное отделение).

Дети третьего уровня речевого развития в настоящее время составляют основной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений. В возрасте 5 лет они зачисляются для воспитания и обучения в старшую группу детского сада, с 6-7 лет поступают подготовительный или 1 класс школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дети, которые могут быть условно отнесены к верхней границе третьего уровня, при условии достаточной школьной подготовки обучаются в общеобразовательной школе с обязательным посещением логопедических занятий на школьном логопедическом пункте.

Для достижения наибольших результатов в обучении и воспитании ребенка с ОНР необходима тесная работа всех специалистов детского сада (логопеда, психолога, воспитателей, младшего воспитателя) и родителей ребенка.

Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова, близкими по смыслу.

Наблюдаются ошибки в употреблении предлогов или предлоги опускаются вообще. Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм. Это относится к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов, форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных.
Речь характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, звонких, глухих («пат книга» - пять книг; «папутька» - бабушка; «дупа» - рука). Остаются трудности в усвоении звуко-слоговои структуры слова: перестановки и замены слогов, звуков («морашки» - ромашки; «кукика» -клубника).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения. Отмечаются ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами.