Загрузка
 
Пресс-центр Сведения об образовательной организации Группы Информация для родителей Контактная информация Вакансии Карта сайта
   

Консультация для родителей: «Как обогатить словарь детей старшего дошкольного возраста»

Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.

К моменту поступления в школу большое значение приобретает уровень речевого развития ребенка: умение отвечать на вопросы составлять предложения и рассказы. Малышу с развитой речью легче адаптироваться к новым условиям и включиться в процесс обучения, овладеть чтением и письмом.

Одним из способов обогащения словаря, важнейших показателей   богатства великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке. Синонимы – слова, различные по своему звучанию, но близкие по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками.  Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова. Употребление в речи синонимов делает речь каждого человека богаче, ярче, разнообразнее, выразительнее, точнее, осмысленнее, глубже и содержательнее.

Главным источником обогащения словарного запаса ребенка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества русского народа. Познакомьте ребенка с творчеством А.С. Пушкина, прочитайте стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье!...», «Уж небо осенью дышало…», «Зимний вечер», «Вот вечер тучи нагоняя…»; Ф. И. Тютчева - «Есть в осени первоначальной…», « Чародейкою зимою…»; И.З. Сурикова - «Детство», «Зима»; рассказы о природе В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова – Микитова, Д. Н. Мамина – Сибиряка. Дети очень любят слушать сказки – русские народные сказки «Снегурочка», «Зимовье зверей», «Морозко», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Мужик и медведь», «Гуси – лебеди». После прочтения произведения, побеседуйте с ребенком о его содержании. Если это природное явление, обратите внимание на то, какие слова автор использовал при  его описании. Если это рассказ или сказка,  попросите ребенка назвать героев произведений и рассказать,  какие они по характеру, поведению. Предложите ребенку пересказать текст или наиболее понравившиеся отрывки из него.

Игры и упражнения на подбор синонимов

1. Упражнение «Как сказать по-другому?»

Взрослый называет слово и предлагает ребенку сказать его по- другому, подобрать похожее слово: отыскать - …(найти), зябнуть - …(мерзнуть), шалить - …(баловаться), прощать – …(извинять), реветь - …(плакать), бросать - …(кидать), мчаться- …(нестись); смелый -   …(храбрый), ароматный - …(душистый), веселый - …(радостный), горячий - …(жаркий), грустный - …(печальный), большая - …(крупная); враг - …(противник),    еда –…(пища), тишина -…(безмолвие), холод - …(стужа).

2. Упражнение «Кто больше»

Упражнение можно провести в форме соревнования. Кто больше подберет похожих слов к данному слову. За каждое правильно подобранное слово – фишка. У кого фишек больше, тот выигрывает.

Примерный лексический материал:

ароматный – душистый, пахучий, благоухающий, благовонный;
бить – ударять, колотить, избивать, стегать, хлестать, пороть;
блестит – сияет, сверкает, светится, искрится, блистает;
волшебница – чародейка, колдунья, фея;
грустный – печальный, невеселый, безрадостный, тоскливый, унылый;
еда – пища, снедь, продукты питания, продовольствие, съестные припасы, корм;
жалобно – печально, грустно, уныло, тоскливо, безрадостно;
заплакала – зарыдала, заревела, залилась слезами;
злая – сердитая, гневная, грозная, злобная, лютая, свирепая, яростная;
конец – финал, окончание, завершение, финиш, итог;
крошечные – маленькие, малюсенькие, крохотные, небольшие, мелкие;
смелый – храбрый, бесстрашный, мужественный, отважный, героический;

3. Более сложное упражнение  «Закончив предложение, скажи иначе»  

закончить предложение, выбрав более близкое по значению прилагательное:  этот дом большой, а тот… (огромный);  мальчик молчаливый, а девочка…  (неразговорчивая); вчера день был теплый, а сегодня… (жаркий); это полотенце  влажное, а это совсем … (мокрое).

4. Игра «Подбери слово»

Игровые действия:

1 вариант. Взрослый показывает изображение  или игрушку зайчика, и говорит, что зайчик шел по лесу и думал: «Я – зайчик. Идет кто? Зайчик. Я живой. Но ведь идти может и поезд. Идет что? Поезд. Так недолго и запутаться». Затем взрослый предлагает ребенку помочь зайчику: придумать свои слова о которых можно сказать «идет» (поезд, пароход, время, письмо, человек, дождь);  «бежит» (человек, молоко, ручей, собака, тропинка); «летит» (самолет, птица, облако, пух, воздушный шар, бабочка);  «сидит» (человек, кошка, росток)

2 вариант. Взрослый предлагает ребенку подобрать свои слова, нарисовать их изображение.

Предлагаемые упражнения являются не только эффективным материалом и средством овладения синонимами, развития и обогащения речи ребенка, но и способствуют совершенствованию качества мыслительных операций и мышления в целом, помогают детям прикоснуться в процессе работы к духовным ценностям нашей великой культуре.

 

Подготовила:
учитель-логопед Сальникова Р. В.